О компании Контакты
+7 (495) 777-9998 c 09:00 до 18:00
или задайте вопрос on-line

Оставить заявку

Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с Вами.

Акции-0.00%Облигации0.02%Сбалансированный-0.23%США0.84%Потребительский сектор-0.56%Сырьевой сектор0.37%Информационные технологии0.17%Электроэнергетика0.24%Индекс ММВБ голубых фишек-0.12%Индустриальный0.52%Развивающиеся рынки0.42%Европа-0.17%Золото-0.10%Казначейский-0.00%Фонд активного управления0.69%Долговые рынки развитых стран0.30%Драгоценные металлы-4.40%

Советы экспертов

Константин Кирпичев

Начальник управления продаж и маркетинга, член Правления

Константин Кирпичев обладает 11-летним опытом работы на финансовом рынке по созданию и продвижению инвестиционных продуктов. Присоединился к команде УК «Райффайзен Капитал» с 2007 года, до этого работал в инвестиционных компаниях «Открытие» и «БКС». Специализируется на продаже и маркетинге фондов коллективных инвестиций и индивидуальных стратегий управления. Окончил МГУ им. Ломоносова в 1996 году и РЭУ им. Плеханова в 2006 году. Имеет квалификационные аттестаты ФСФР серии 1.0. и 5.0.

Санта приходит, когда его ждут

Самое феноменальное и самое же логичное объяснение новогоднего ралли — самосбывающееся ожидание.

По статистике за всю историю существования российского фондового рынка в 10 случаях из 15-ти в последние 3–4 месяца года наблюдался достаточно бурный рост котировок. В эти периоды индекс РТС вырастал в среднем на 20–25%. Схожая картина и на другой российской бирже: начиная с 1999 года, индекс ММВБ в декабре прибавлял в весе в 8 случаях из 10.

С легкой руки, а точнее даже пера журналистов это явление, почти уже статистическая закономерность, получило название Christmas rally. И вне зависимости от того, как складывается ситуация на торговых площадках в течение года, ожидание Christmas rally приходит на фондовые рынки так же неотвратимо, как Санта-Клаус. Или Дед Мороз, если речь о российском фондовом рынке.

Несмотря на то, что об этом явлении говорят каждый год, а на него как драйвер роста ссылается каждый второй аналитик в своих прогнозах/предсказаниях движения фондового рынка, никто не может дать сколь-нибудь полного, логичного и, самое главное, ответственного объяснения этому явлению. По крайней мере, найти таковое мне пока не удалось, даже перелопатив весьма значительный объем информации и аналитики.

И все же в поисках какого-то логического объяснения такого феномена на фондовых площадках, как Christmas rally можно привести несколько доводов. Во-первых, есть объективные факторы. В частности, традиционное увеличение деловой активности, которое характерно для последнего квартала. ВВП развитых стран имеет определенную сезонность, и традиционно рост промышленности и сферы услуг ускоряется в осенне-зимний сезон. Соответственно, ожидания хорошей корпоративной отчетности за IV квартал могут способствовать росту котировок акций этих компаний. Сюда же относится рост числа корпоративных сделок по слиянию и поглощению, которые акционеры стремятся завершить до конца года. Как правило, этим сделкам предшествует рост стоимости акций компаний. И, наконец, увеличение денежного предложения, которое в России традиционно вызвано ростом государственных расходов в декабре: распределение «нераспределенных» гострансферов, исполнение «неисполненных» статей бюджета (поэтому, к примеру, деньги на подготовку к отопительному сезону приходят в декабре), а также выплаты бонусов и 13-х зарплат.

Во-вторых, есть факторы, которые сложно оценить объективно, поскольку они не подлежат публичной огласке, но при этом они, безусловно, имеют место быть. Их цель — рост рыночной капитализации компаний. Точнее, «искусственный» рост капитализации. К примеру, он может быть следствием желания тoп-менеджмента компании «приукрасить» отчетность на конец года. Далеко не всегда подобные действия носят криминальный характер, скорее их можно назвать «техническими», но они обычно весьма результативны. Безусловно, такое поведение выглядит вполне закономерным, если менеджмент компании мотивирован на подобный результат и в его бонусной схеме заложен такой показатель, как рост «капитализации» компании по итогам года. К тому же в росте капитализации могут быть заинтересованы не только сами эмитенты, но и финансовые компании. Поскольку чем выше стоимость акций и облигаций, тем лучше баланс, тем выше стоимость портфеля, тем выше доход/доходность, которую получили компании для своих инвесторов, акционеров, вкладчиков или пайщиков.

В-третьих, есть своего рода психологические факторы, которые вряд ли кто-то глубоко анализировал (мне, во всяком случае, подобные исследования в открытом доступе не попадались), но которые также могут иметь место (опять же, если рассуждать логически). Известно, что основные объемы инвестиций в мире приходятся на достаточно консервативных или очень консервативных игроков, которые свой основной доход получают за счет «лонговых» позиций, и поэтому заинтересованы в росте фондового рынка. Конечно, есть и немало спекулянтов на рынке, получающих доход за счет «коротких операций», но их доля на мировом рынке все-таки мала (объем операций хедж-фондов — 2%). Соответственно, если ожидания роста прибылей компаний в IV квартале превалируют (а в растущей экономике этот так!), то глобальные консервативные игроки, как правило, в конце года нажимают кнопку «bay», чтобы заработать своим акционерам дополнительные «5 копеек». Нажав кнопку «sell», они точно никакой дополнительной доходности для клиентов не заработают.

Ну и, пожалуй, самое «выдающееся» объяснение, которое я услышал по поводу феномена Christmas rally — это наступление так называемого «самосбывающегося ожидания». Когда большинство верит, что Christmas rally наступит, и как минимум не продает, а скорее покупает акции, и тем самым толкает рынок вверх. Может именно это объяснение и есть самое логичное

Возвращаясь к статистике. Необходимо понимать, что статистика сама по себе ничего не гарантирует. Она лишь говорит о том, что в конце декабря, как правило, в Москве бывает снег. Но я точно помню два Новых года за последние 10 лет, когда в Москве снега не было. Но это же не значит, что жена в этом году не достанет мои зимние ботинки с антресолей уже в ноябре. И когда мы прогнозируем движение рынка на оставшийся до конца года период, необходимо понимать, что есть всегда два варианта развития событий: вырастет или упадет. Но ботинки с антресолей я бы все равно достал заранее.

Автор статьи: Константин Кирпичев